Сериал «Анка с Молдаванки» канала «Россия 1» вышел в 2015 году, но его повторный показ вызывает интерес и ностальгию не только у зрителей, но и действующих лиц проекта. «МК» связался с актрисой Екатериной Кузнецовой, сыгравшей главную женскую роль, и обсудил с ней одесский акцент, платья из семидесятых и незабываемое лето.
После «Анки с Молдаванки» Екатерина сыграла в более чем двух десятках фильмов и сериалов, где перевоплощалась в героинь разных эпох, однако роль Анки по-прежнему называет своей любимой.
«Пересматриваю сейчас сериал и чувствую ностальгию, — говорит актриса в беседе с «МК». — Мне очень близок характер Анки, ее дерзость, в чем-то беспечность, которая появилась из-за внутренней свободы и умения за себя постоять. Я такая и в жизни и даже мой молодой человек мне об это говорит. А когда мне предложили эту роль, то я сразу сказала агенту, что буду ходить на пробы столько, сколько потребуется, потому что очень хотела сыграть такой образ.»
По сюжету, героиня Екатерины оказывается в любовном треугольнике. Для кинематографа — это классический и привычный сюжетный ход, однако в обычной жизни, по мнению психологов, подобные ситуации сложно назвать привычными. Героиня актрисы вынуждена выбирать между своей первой любовью, юношей, который спустя годы стал следователем, и взрослой страстью к мужчине, ведущему опасный, но захватывающий криминальный образ жизни. И в данном случае Екатерине сложно было найти вдохновение в личном опыте.
«У меня такого в жизни не было, — улыбается актриса. — Если я в кого-то влюбляюсь, то уже не позволяю себе кем-то увлекаться. Влюбилась, так влюбилась. Бывали ситуации, когда меня пытались отбивать от моего молодого человека, но я девушка старомодных традиций и со мной такие варианты не проходят.»
Но если некоторые сюжетные линии героини Екатерины требовали от актрисы полного перевоплощения, то график съемок стал для исполнительницы главной женской роли настоящим подарком. Так сложилось, что актриса не делила этот проект с другими съемками и жила три месяца в Одессе, получая удовольствие от каждого дня, проведенного в легендарном городе.
«У нас было много ночных смен, а мне очень нравится сниматься в таком графике, потому что я совсем не жаворонок, — вспоминает Екатерина. — После ночных смен всегда дают возможность отоспаться, но мне кажется я там особо не спала и все время где-то гуляла. При любом удачном случае брала полотенце и шла на пляж. Ко мне приезжали подруги, родители. Мы постоянно куда-то ходили: то на концерт какого-то музыканта, который приехал на гастроли, то на Одесский кинофестиваль. Ели барабулю, бегали на рынок «Привоз» за фруктами. Была какая-то невероятная свобода. Ты не паришься в чем одет, не переживаешь по поводу прически. Наверное это лето было одним из лучших в моей жизни.»
Действие сериала происходит в семидесятых годах прошлого столетия. В отличии от многих коллег, Екатерина не может похвастаться большим опытом участия в исторических проектах. Актриса снималась в военной драме Тиграна Кеосаяна «Ялта-45», перевоплощалась в начинающую певицу из семидесятых в сериале «Вокально-криминальный ансамбль», но подобных ролей в ее немаленькой фильмографии совсем немного. Поэтому к возможности примерить наряды другой эпохи Екатерина отнеслась с большой радостью.
«Платья, костюмы, береты все это мне очень идет, — говорит актриса. — Семидесятые — это время синтетики и конечно сниматься в таких нарядах было безумно жарко, но я понимала, что все это работает на образ. По сюжету у моей героини греческие корни, поэтому волосы мне сделали на два тона темнее и еще три месяца я работала в контактных линзах, чтобы мои зеленые глаза стали карими. Я настолько вжилась в этот образ, что потом какие-то время еще из него выходила. Хотела забрать себе некоторые вещи, но потом поняла: костюмы одесской киностудии возможно пригодятся и на других проектах.»
Для участников любого проекта привязанного к Одессе, важной частью образа является фирменный акцент. На площадке был специальный консультант по речи, хотя для Екатерины, родившейся в Киеве, многие тонкости произношения были понятны. Тем не менее, актриса решила изучить место действия заранее.
«Съемки начались в середине мая, но я приехала пораньше, чтобы посмотреть на людей, которые живут в Одессе и послушать как они разговаривают, — вспоминает актриса. — Я сама украинка и в моей речи есть характерные звуки, к тому же у меня музыкальный слух и многие интонации могу схватывать не лету. Я и за кадром говорила так, что многим казалось, будто я одесситка. Вообще для меня Одесса всегда была как отдельное государство. У одесситов особый менталитет, они очень свободные, остроумные и по-здоровому циничные люди. Когда была маленькая, то с родителями ездила в Одессу — всего три часа на машине. Помню папа и мама (актриса выросла в семье известного украинского футболиста Олега Кузнецова и легкоатлетки Аллы Борисенко — МК) всегда восхищались атмосферой города. И снимают там часто, потому что атмосфера очень кинематографичная. Всюду история.»
Для Екатерины Кузнецовой сериал «Анка с Молдаванки» стал во многом переломным в карьере. Актриса сыграла немало инфантильных вечно страдающих девушек, но в последнее время ее амплуа стало гораздо шире.
«Благодаря этой роли мне стали предлагать характерных героинь, — говорит Екатерина. — У меня много проектов, где я брошенная обиженная и униженная. Но сейчас мне хочется другого, чего-нибудь более юморного, может быть даже стервозного. Потому что я внутри — абсолютный пацан.»
Как снять Одессу, если туда нельзя приехать
«Ах, Одесса, жемчужина у моря…». Так вспоминают этот знаменитый город все, кто в нем побывал. И кинематографисты — не исключение. Иногда кажется, будто разные уголки Одессы специально созданы для кино, и режиссеры часто используют их по назначению. Под впечатлением от сериала «Анка с Молдаванки» «МК» вспомнил другие сериалы, в которых Одесса сыграла важную роль, однако сами съемки далеко не всегда получали одесскую прописку.
«Зеленый фургон» (1983) и «Зеленый фургон. Совсем другая история» (2019)
Знаменитый телефильм 83-го года снимался в самой Одессе и селе Севериновка, что неподалеку от города. В кадре можно видеть зал и сцену легендарного оперного театра, скульптуры Атлантов на улице Гоголя и «загримированную» под кассу биилиотеку в Книжном переулке.
Сериал «Зеленый фургон. Совсем другая история» снимался в ситуации, когда командировка целой группы в Одессу могла сопровождаться большими бюрократическими сложностями. К тому же Дмитрий Харатьян, который 36 лет спустя снова сыграл Володю Патрикеева, является в Украине персоной нон-грата. В итоге нужные локации нашли в Ростове на Дону и Таганроге, архитектура которых напоминает одесскую. Набережную построили как декорацию, а в роли Черного моря — Азовское.
«Одесса-мама» (2012)
Детективный сериал, действие которого разворачивается в конце шестидесятых, снимали в самой Одессе, где использовали не только уличные локации, но и интерьеры разных зданий. В сериале можно видеть внутреннее убранство гостиницы «Лондонская», старейшего отеля города. В ретро-интерьерах одесского дома ученых снимали ресторан. А кабинет профессора медицинского института переделали в офис следователя прокуратуры. Но вот сцены в тюрьме снимали самым честным образом — в одесском СИЗО.
«Мурка» (2017)
Гангстерский фильм про героиню из песни «Мурка» был задуман в стилистике кинокомикса и такие проекты удобнее снимать в павильонах, создавая нужные декорации. Поэтому в сериале все, что касается Одессы, построено на «Мосфильме». Банк «Лионский кредит», гостиница «Лондонская», опиумный притон, приморское кафе — все это создано по архивным эскизам. Ради натурных сцен съемочная группа отправилась в Крым, где была выстроена огромная декорация базы Апостолов в степи.
«Ликвидация» (2007)
Создатели «Ликвидации» нашли в Одессе почти все, что необходимо для сериала, действие которого происходит в послевоенные годы. Колоритный одесский двор нашли в сердце района Молдаванка, и объект не пришлось отдельно декорировать — он будто сохранился с тех времен. Ставку Жукова и здание УГРО пришлось снимать в других местах, потому что оригинальные объекты занимали МВД Украины в Одесской области и штаб Одесского военного округа. Категорически не устроил режиссера вокзал. После множества ремонтов здание никак не подходило послевоенному времени. В итоге похожий на старый вокзал нашли в Николаеве.