IT-компаниям до сих пор неясно, как именно будет применяться в отрасли налоговый маневр, который вступает в силу уже с 1 января 2021 года. Целый ряд мер прописан нечетко, включая, например, вопросы использования субподрядчиков или библиотек софта сторонних компаний, подчеркивают участники рынка, запрашивая разъяснения у Минфина. Часть игроков опасается, что налоговая нагрузка в итоге только вырастет.
Ассоциация предприятий компьютерных и информационных технологий (АПКИТ) обратилась в Минфин с просьбой разъяснить применение налогового маневра для IT-компаний. Письмо от 17 декабря есть у “Ъ”, в Минфине подтвердили его получение.
Поправки к Налоговому кодексу, известные как налоговый маневр в IT, подписаны президентом Владимиром Путиным в конце июля. Их цель — поддержка и стимулирование отрасли на фоне пандемии. В частности, с 1 января 2021 года для IT-компаний будут снижены ставки налога на прибыль с 20% до 3%, а ставка по страховым взносам — с 14% до 7,6%. Снижение предполагается компенсировать отменой нулевого НДС на продажу программного обеспечения (ПО), кроме включенного в реестр отечественного софта при соблюдении ряда условий.
Сейчас меры налогового маневра прописаны не очень четко, остаются неоднозначности, некоторые моменты можно истолковать по-разному, поясняет исполнительный директор АПКИТ Николай Комлев.
По его словам, направленные в Минфин вопросы волнуют все компании рынка, потому что маневр вступает в силу с января, а до сих пор многое непонятно.
Компаниям нужно срочно разобраться в применении новых мер, чтобы «не налететь на штрафы» или не потерять статус «льготника» по причине неверно оформленных документов, подчеркивает господин Комлев.
В частности, бизнес интересует, какой доход будет считаться доходом от деятельности в области IT. Относится ли к нему, например, доход от работ, выполненных с привлечением субподрядчиков, или доход от услуг по установке и сопровождению программ, если их правообладателем выступает заказчик услуг. Кроме того, у членов АПКИТ возникли вопросы по действию льгот при использовании библиотек и модулей софта от третьих лиц, при поглощении компаний с их софтом и т. д.
У опрошенных “Ъ” участников рынка, действительно, остается много вопросов к схеме маневра. Так, к соискателям льготы по НДС предъявляются довольно жесткие требования: включение ПО в реестр, аккредитация разработчика, 90% выручки компании должны приносить продажа ПО и услуги по его установке или сопровождению, не более 30% должно отчисляться иностранным компаниям, перечисляет гендиректор «Аванпоста» Андрей Конусов. На деле этими льготами сможет воспользоваться очень ограниченное количество разработчиков, полагает он.
Кроме того, появилась формулировка, ограничивающая использование льготы при распространении рекламы в интернете.
Это подразумевает очень широкое пространство для трактовки и интерпретации: вероятно, льгота по НДС будет недоступна для разного рода торговых площадок, а также практически любого ПО, в котором есть, например, рекламные баннеры, полагает господин Конусов. По сути, считает он, на смену льготе по НДС на абсолютно все ПО приходит сложно сформулированный набор льгот для некоторых компаний, что приведет к увеличению, а не сокращению налоговой нагрузки в целом.
Отсутствие льготы при распространении рекламы в интернете — верная, по сути, задумка, нужная, чтобы ею не воспользовался, например, рекламный бизнес, но она же может стать причиной исключения части разработчиков из числа получателей, согласна гендиректор компании «Новые коммуникационные технологии» Наталия Агафонова.
У IT-маневра есть большой недостаток: серьезно увеличиваются трудозатраты компаний на поддержание соответствия новому законодательству, а также появляются риски штрафных санкций при непреднамеренном нарушении некоторых норм, отмечает заместитель гендиректора Softline по работе с национальными проектами Андрей Шолохов. Вероятно, полагает он, некоторым компаниям также придется разделить бизнес для гарантированного получения льгот на его часть.
По материалам: kommersant.ru