Новые правила «Оскара» сделали номинацию «Лучший фильм» максимально политкорректной – в пользу ЛГБТ и иных меньшинств

С 2024 года претендовать на «Оскар» в номинации «Лучший фильм» смогут только кинокартины, соответствующие определенным стандартам. Для того, чтобы побороться за награду в этой категории, проекты должны будут отвечать критериям, касающимся расы, гендера и инклюзивности.

Американская киноакадемия ввела новые стандарты для кинолент, которые намерены бороться за премию «Оскар» в категории «Лучший фильм» — пока только в этой. Данный шаг предпринят в рамках борьбы за увеличение числа представителей меньшинств в киноиндустрии. Новые критерии начнут действовать на «Оскаре-2024». Грядущей церемонии «Оскар-2021» они не коснутся, а в последующие два года их будут тестировать – создателям фильмов придется заполнять специальную форму о том, соблюдаются ли правила, но учитываться этот момент не будет.

Информация о стандартах появилась на официальном сайте Американской киноакадемии. Там отмечается, что их введение обусловлено недостаточной представленностью в киноиндустрии расовых, сексуальных и этнических меньшинств, а также женщин. Таким образом, они представляют собой попытку регламентировать присутствие представителей вышеперечисленных категорий в кинокартинах-номинантах на «Лучший фильм», причем речь идет не только об актерском составе, но и о специалистах, задействованных в создании фильма. Новые правила вдохновлены «Стандартами разнообразия Британского института кино (BFI)» и одобрены Гильдией продюсеров США. Руководители Американской киноакадемии ДеВон Франклин и Джим Джанопулос лично курировали весь процесс подготовки кодекса.

Актеры и меньшинства

Стандарты, которые установила Академия, разделены на четыре класса, и для того, чтобы фильм мог быть номинирован на «Оскар», необходимо его соответствие хотя бы двум из них. Стандарт «А» касается экранной репрезентации, тем и сюжетов. В фильме, соответствующем его критериям, кто-то из ключевых героев должен представлять этническое или расовое меньшинство – быть афроамериканцем, азиатом, латиноамерикацем, представителем коренного населения Америки и так далее. Впрочем, не вполне понятно, какие национальности подходят под фигурирующее в стандартах определение «недостаточно репрезентуемой этнической группы» — возможно, жюри в этом качестве устроят, например, русские. Если главный актер не отвечает этим условиям, есть возможность «вписаться» в рамки, представив 30% актерского состава женщинами или представителями этнических или расовых меньшинств, ЛГБТ или людьми с умственными или физическими особенностями. Третий вариант – сюжетная линия, посвященная проблемам одной из перечисленных выше групп.

Многие оскароносные фильмы не смогли бы получить высокую награду, если бы их оценивали в соответствии с этими критериями. Так, например, без статуэтки остался бы «Титаник» Джеймса Кэмерона, показавший слишком «традиционную» историю любви персонажей, которых никак нельзя отнести ни к одному из меньшинств. Вряд ли рассчитывать на победу в номинации смогли бы и «Крестный отец» Фрэнсиса Форда Копполы – все-таки, ключевая роль в нем принадлежит мужчинам, представителям «белого большинства», и «Гамлет» Лоуренса Оливье – и неважно, что исторический контекст, в котором разворачиваются события фильма, снятого по трагедии Шекспира, не предполагает ни расового, ни сексуального многообразия. В «Ла-ла Ленде» тоже едва ли можно увидеть проблемы расового и социального равенства. Зато шансы на «Оскар» появились бы у картин, которые жюри не оценило ранее – это, к примеру, «Звездные войны. Эпизод IV: Новая надежда» и «Ангелы Чарли».

От B до D

Оставшиеся критерии не связаны с сюжетом и актерским составом фильмов и кажутся более реальными для соответствия им. «Стандарт В» касается творческой и технической команды кинокартины, но соблюсти его относительно несложно. Для того, чтобы правила были соблюдены, нужно, чтобы среди сценаристов, гримеров, костюмеров, продюсеров и прочих участников группы присутствовали хотя бы две женщины. Подойдут и люди, относящиеся к ЛГБТ-сообществу. Но если так получилось, что все эти должности заняты белыми гетеросексуальными мужчинами, не имеющими проблем со здоровьем, аналогичные требования распространяются на младших членов команды – осветителей, ассистентов, помощников и прочий технический персонал, но нужно, чтобы таких людей было уже шестеро.

Стандарт «C» предполагает, что спонсоры кинокартины или ее дистрибьюторы должны оплачивать стажировку или интернатуру представителям перечисленных выше меньшинство. Причем, если речь идет о небольшой студии, она должна иметь как минимум двух стажеров или интернов, один из которых будет представлять то или иное меньшинство. Крупным компаниям также предписывается организовать для малопредставленных меньшинств курсы повышения квалификации.

Стандарт «D» относится к развитию аудитории. В соответствии с ним киностудиям нужно иметь представителей меньшинств в числе старших исполнительных директоров в отделах маркетинга, связей с общественностью или дистрибьюции.

Слишком белый и слишком черный

«Оскар» уже не первый год становится ареной, на которой разворачиваются крупные скандалы на расовой почве. Напомним, в 2016 году после того, как стало известно об отсутствии афроамериканцев в списке номинированных на премию актеров и режиссеров, жюри премии обвинили в дискриминации темнокожих актеров. Ряд знаменитостей отказались присутствовать на церемонии.

Британская актриса Шарлотта Рэмплинг, в свою очередь, назвала бойкот расизмом, направленным против белых. По ее мнению, чернокожих актеров могло не оказаться в списке номинантов, так как по объективной оценке никто из них не может претендовать на «Оскар», и предвзятое отношение, связанное с расовыми признаками, тут совершенно не при чем. Знаменитость также предостерегла от установления квот для расовых меньшинств при определении номинантов на премию. Рэмплинг подчеркнула, что всегда можно создать проблему, заявив: «он слишком черный», «он слишком белый», «он слишком красивый» и так далее.

В 2017 году руководством Американской киноакадемии была предпринята довольно неловкая попытка исправить ситуацию, и «Оскара» в категории «Лучший фильм» удостоилась кинокартина «Лунный свет» — ее главный герой представляет не только расовое, но и сексуальное меньшинство. После этого жюри упрекнули в излишней политкорректности и толерантности. Как писали интернет-пользователи, в скором времени присутствие в фильме афроамериканца-гея станет универсальным рецептом для получения заветной статуэтки. И, судя по тому, что наличие в фильмах сексуальных, расовых, этнических и иных меньшинств пытаются регламентировать, дело идет именно к этому, а, собственно, киноискусство рискует отойти на второй план.

Источник

Rahul
Написать комментарий

Добавить комментарий