Российская система школьных оценок не позволила выделить одаренных детей среди сверстников© Юрий Смитюк/ТАСС

ТАСС, 30 апреля. Исследователи изучили успеваемость и психологические особенности одаренных российских школьников, а также их сверстников из обычных школ. Оказалось, что их годовые оценки практически не отличаются, при том, что экзамен ГИА показал большую разницу в результатах. Описание работы опубликовал научный журнал British Journal for Educational Psychology.

На эту тему"За уроки в пижаме не садиться!": как устроено дистанционное обучение

"Мы нередко слышим, даже от учителей, что мотивация и высокая успеваемость – синонимы одаренности. Но это суждение сводит объяснение различий между одаренными ребятами и их сверстниками всего к одной черте или качеству. В этом исследовании мы проверили, насколько сильно две группы школьников различаются по совокупности характеристик личности и академической успешности", – отметил один из авторов исследования, старший научный сотрудник Научно-технологического университета "Сириус" Максим Лиханов.

В исследовании участвовали 974 школьника из образовательного центра "Сириус", для учебы в котором отбирают способных детей со всей России, и 1261 ребенок из общеобразовательных школ страны, которые не учились в этом центре. Ученые опрашивали детей об их отметках по русскому языку и математике, результатах госэкзамена ГИА, который проводится в девятом классе, а также попросили заполнить анкеты для оценки их психологических качеств. 

Оказалось, что разница в годовых оценках у одаренных детей и их обычных сверстников не так уж и велика, при том, что в ГИА дети из "Сириуса" оказались гораздо успешнее детей из общеобразовательных школ. 

"У учителей могут быть неосознанные ожидания от детей с высокими способностями. Многие, возможно, слышали в школе фразу “Ты не стараешься и можешь лучше, поэтому у тебя четверка”. Если школьник одаренный, то его “5” или “4” не эквивалентны тем же оценкам его сверстника. Получается, что школьная оценка не разделяет высокие способности и обычный уровень", – добавил Лиханов.

Исследователи предполагают, что оценка за экзамен "честнее", так как в том случае не примешивается личное отношение учителя к школьнику, образовательный стандарт школы и так далее. При этом ученые выяснили, что дети из обычных школ более добросовестны. Это можно объяснить за счет механизма компенсации: им нужно тратить больше сил на учебу, чтобы держать успеваемость на уровне.

При этом одаренные школьники оказались чуть менее общительны, чем подростки из из обычных школ. Но делать какие-то серьезные выводы из подобных результатов, как считают ученые, рано. "В случае с общительностью одно из распространенных объяснений сегодня таково, что одаренным школьникам просто интереснее учиться, чем общаться или участвовать социальной жизни школы. А повышенный уровень тревожности может быть связан с повышенными ожиданиями окружения. В любом случае эти различия не большие и на их основе не стоит пока делать выводы", – подытожил ученый.

Источник

Rahul
Написать комментарий

Добавить комментарий