Народному артисту РФ, основателю театра «Лицедеи» Вячеславу Полунину 12 июня исполняется 70 лет. В рамках программы «Культ личности» советский и российский клоун рассказал телеканалу «МИР 24», как написал «Альманах Академии дураков», когда откроется выставка в Музее Москвы, посвященная его 70-летию, как слово «весна» полностью перевернуло его жизнь.
— Что Вы желаете и что дарите на свой юбилей?
Вячеслав Полунин: Красивая цифра, хотя я всегда считаю в лунах: 840 лун мне исполнилось. На этот праздник, наверное, можно подарить мне то, чего я все время жду от публики – радостную и праздничную реакцию, удовольствие – все то, что я стараюсь сделать для публики.
— В Музее Москвы к Вашему юбилею готовится выставка «Воздушные замки Славы Полунина». Это должно было быть 25 залов внутри музея, события, шоу на улице. Надолго это событие откладывается?
Самый сНежный человек10 правил жизни Вячеслава Полунина
Вячеслав Полунин: Мы решили сразу, как только начались все эти изменения, перенести на год. В те же даты, ровно через год, в Музее Москвы откроем выставку, только она будет в 10 раз лучше, чем мы могли бы в этом году сделать. Весь этот год мы потратим на то, чтобы придумать больше разных фокусов, фантастических образов и идей для выставки.
— Спектакли, которые должны были проходить у Вас в эти дни в Москве, во МХАТе, отложены?
Вячеслав Полунин: Если есть сдвиги, то небольшие – день, два, три, неделя. Все будет то же, что мы предполагали, может, даже какие-то сюрпризы. Мы с Гидоном Кремером, с которым мы сделали спектакль «Снежная симфония», уже назначили премьеру на первые дни этой выставки. Во МХАТе начнется все с этого спектакля.
— Сколько спектаклей по всему миру Вам пришлось перенести?
Вячеслав Полунин: Это фантастическое число. Я в год делаю примерно 400 спектаклей. 200 спектаклей пришлось забрать с этого места и искать щелочки в другие времена, но все равно, я предполагаю начать выступления в России с моего тура по Сибири (я называю это «Транссибирский экспресс») и в 10 городов Сибири и Поволжья примерно в сентябре мы предполагаем поехать со своими спектаклями.
— Вы – увлеченный читатель. На самоизоляции какая книга для Вас стала открытием?
Вячеслав Полунин: Честно сказать, для меня пора писательства. Я перестал читать – начал писать. Одновременно мы в издательстве выпускаем книгу «Двести книг, который должен прочитать каждый дурак». Это главные книги, в которых вся глупость мира. Глупостью я называю странные вещи, которые выглядят, как глупости, но на самом деле важные вещи, связанные с жизнью человека. Маленький пример: как-то я начал делать спектакль. Мой дружок, которого я пригласил в этот спектакль – фантастический клоун – сказал: «Хорошо, мы завтра договариваемся, встречаемся». Завтра не пришел, послезавтра не пришел, через неделю не пришел. Мы выпустили спектакль без него, приходит Коля, я говорю: «Что ж ты не пришел, мы же договорились». Коля улыбнулся и сказал: «Весна».
Это слово повернуло мою голову в обратную сторону. С этого дня я стал взвешивать значимость моих действий по отношению к миру и окружающим, потому что весна в Петербурге, белые ночи, какой спектакль?! Нужно бежать со всеми друзьями, гулять ночи напролет, пропускать уроки и так далее. Есть вещи на свете, которые нельзя взвешивать. Если ты не подводишь кого-то, если ты выполняешь обязательства перед другими людьми, ищи все возможности, чтобы красоту и радость этого мира принять и раздать всем другим.
Так вот по поводу книг. «Двести книг…» я очень жду. К каждой книге мы сделали аннотацию, рассказали, из-за чего я ее люблю. Пример: прочитайте, пожалуйста, книгу «Суер-Выер» Юрия Коваля. Для меня такой красоты книга! Как куча оболтусов садится на корабль и отправляется искать остров счастья, как все это с ними происходит. Удивительная книга, и таких книг – одна за одной.
Еще главное – я в этом месяце написал «Альманах Академии дураков №1». Вместе с друзьями-академиками мы собрались в тишине, никто не мешает и, наконец, открылись миру. 30 лет мы были закрытым клубом, нас 60 академиков со всего света – теперь мы рассказываем о нашей философии, о смыслах, о деятельности, о бездеятельности. Думаю, что к концу лета рассыплем это все через интернет для всех, кто желает.
— Среди моих знакомых немало тех, кто ходит на Ваше «Снежное шоу» каждый год. Каждый раз это новые впечатления. Что Вам позволяет сохранять эмоции, чувства, где Ваши батарейки?
Вячеслав Полунин: Я бы даже сказал, что это не спектакль – это ритуал. Я в театре занят тем, что пытаюсь вернуть театр к его изначальному принципу, когда магическое и эстетическое были вместе, единой гармонией. Потом постепенно растащили все в сторону и довели театр до множества разнообразных вариантов, но самая его суть находится в ритуальности, соборности.
Мой спектакль просто дает возможность людям соединиться вместе, с космосом, с поколениями, которые жили до них, и сыграть праздник объединения. Эта вещь не является просмотром чего-то, это соучастие в ритуальности и единство. Это чисто поэтическое явление. Люди приходят, будто на день рождения к своему близкому. Я тоже в этом участвую с огромным удовольствием, особенно люблю сидеть в конце спектакля и смотреть, как полчаса еще публика играет для меня вместе с шарами. Я уже, как зритель, смотрю, любуюсь. Зал, полный улыбок, невозможного состояния. Люди уходят, а атмосфера все продолжает оставаться в зале.